Восстановление жидкостного баланса в организме

15.02.2015
Комментариев: 0



Тем временем заботливая хозяйка готовила чистое белье. Кто-нибудь приносил с чердака два березовых веника: один для мужчин, другой для женщин. Эти веники В июне вязали из молодых березовых ветвей: в каждой семье готовились на год не менее тридцати пять пар. Ветви сохраняли гибкость до весны; застывший под нежной корой ароматный березовый сок, испаряясь, приносил облегчение при самых различных недугах. Веники использовали в бане только раз: после этого они служили лишь в качестве метел. Такими вениками женщины по субботам мели полы, а весной, перед началом полевых работ, обметали стены и потолки в избе.

Восстановление жидкостного баланса в организме

Первыми в баню отправлялись мужчины и мальчики — обязательно на голодный желудок. С собой они брали только белье, веники и квас в березовых туесах. Снятое белье развешивалось перед печью — это служило подготовкой к стирке, а заодно — дезинсекцией. На самом старшем из мужчин лежала почетная обязанность подготовить веник. Намочив веник в горячей воде, он клал его на каменку и, набрав в рот квасу, спрыскивал, переворачивая, до тех пор, пока листья не становились мягкими (но не липкими) и душистыми. Пока вся баня не наполнялась паром, люди мылись, растирая себя щетками или мочалками. Потом в печь плескали квас, и баня наполнялась теплым хлебным духом; густой пар, стоящий в воздухе, был приятен и не обжигал.

Двое мужчин влезали на верхний полок; чтобы не обжечься и не вызвать слишком сильное сердцебиение, они надевали шапки, рукавицы — и принимались поочередно хлестать друг друга веником. Крякая и ухая от избытка чувств, они просили оставшихся внизу подбавить пару и продолжали свое занятие едва не до потери сознания, «пока остается хоть капелька силы». Когда жара становилась невыносимой, они выскакивали из бани и валялись в снегу, а летом ныряли в реку — «и от этого оживали снова». Наивный летописец воспринял этот славянский обычай как настоящее самоистязание, однако конечный вывод его совершенно правилен: они «делают это ради чистоты телесной, а вовсе не ради мучения».

Помывшись и попарившись, мужчины расчесывали костяным гребнем волосы, потом сушили их, поставив перед собой заслонку русской печи.

Среди старых людей всегда находился кто-нибудь, кто умел помогать массажем или парной с веничком, кто знал, когда и как согревать грудь или поясницу нагретыми глиняными горшочками (в старые Времена горшочки специально для этой цели изготавливались гончарами). И это вовсе не считалось знахарством: знахарство (заговоры, изгнание бесов, магию) сурово осуждали и местное образованное дворянство, и церковь.

Совокупное воздействие горячего пара и влажных веников из молодых березовых веток было эффективным средством и против кожных заболеваний: экземы, грибка, и средство это часто применялось на Севере. Как мы уже упоминали, баня одновременно применялась и для чистки одежды: девяностоградусная (а то и выше) температура и насыщенный смолистыми веществами дым дезинфицировали одежду, предупреждая распространение заразных болезней. Таким образом, для человека Севера баня символизировала и чистоту, и канун праздника, и здоровье, и отдых.

Тысячу, пятьсот, даже еще пятьдесят лет назад крестьяне строили баньки исключительно из дерева, камня, березовой коры и мха. Единственным инструментом им служил топор. Современные, но использующие вековые традиции семейные бани- каменки, как и домашние сауны, необходимы людям так же, как в древности. В них и сегодня видят залог здоровья, отдыха, свежей энергии; они и сегодня служат гарантией телесной чистоты и хорошего самочувствия.