Устойчивость к риску в расширенной цепочке создания ценности

02.04.2017
Комментариев: 0



В этой ситуации неудивительно, что риск цепочки создания ценности становится все более насущной проблемой для крупного бизнеса.

Например, исследование «Делойт» (Deloitte) в отношении рисков цепочки поставок, проведенное среди почти 600 руководителей производственных и торговых предприятий по всему миру, показало, что 48 % из них наблюдали увеличение частоты таких рисковых событий, а 53 % респондентов отметили повышение затрат в связи с ними11.

Одновременно становится все более ясно, что выявить все вероятные рисковые события с целью полного исключения риска невозможно. В любом случае, несмотря на то что риски могут исходить из множества самых разных источников, их воздействие на цепочку создания ценности может быть одинаковым и требует идентичных способов реагирования. Примером может служить «закрытие воздушного пространства», как это произошло в результате извержения исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в 2010 году. В то время как многие организации, возможно, изо всех сил старались определить столь специфичную причину риска, можно было бы запланировать закрытие воздушного пространства независимо от того, чем оно вызвано, если бы такой риск оказывал значительное влияние на деятельность организации.

Формирующийся и более перспективный подход к управлению рисками в цепочке создания ценности заключается в повышении устойчивости к риску. Это основано на определении того, что «Делойт» называет «основными уязвимыми местами», или нарушения цепи, которые подвергают компанию риску прежде всего с точки зрения вероятности или реальности воздействия.

По данным исследования MIT, сбои в цепочке создания ценности оказывают существенное влияние на производительность: из 209 опрошенных компаний как минимум 60 % сообщили об уменьшении ценности на 3 % или больше по всем оперативным ключевым показателям эффективности (КПЭ)12. То же самое исследование ясно показывает, что компании, имеющие более зрелые процедуры управления рисками, более устойчивы, менее податливы негативному воздействию и быстрее восстанавливаются. (Объектами тематического исследования Пути к устойчивости стали следующие компании: AIG, Drax Group, InterContinental Hotels Group (Исследование выделяет семь средств, обеспечивающих развитость организации, например: управление рисками, интеграция участников цепочки поставок, задействованных как в разведке и добыче, так и в переработке и сбыте продукции, использование данных, моделей и аналитики. Компании оценивали степень своей развитости путем сопоставления своей практической деятельности и указанных выше средств обеспече) Таким образом, инвестиции в устойчивость могут стать источником конкурентного преимущества, так как быстро восстановившаяся компания может завоевать долю на рынке, в то время как ее конкуренты все еще будут бороться с операционными трудностями. Другими словами, компании может оказаться не под силу предотвратить нарушение цепочки создания ценности, но она может сделать многое для уменьшения возможного негативного воздействия.