Ландшафтная архитектура: вехи истории

18.08.2017
Комментариев: 0



Ландшафтная архитектура: вехи историиМало кто знает, что понятия «ландшафтный дизайн» и «ландшафтная архитектура» являются относительно новыми понятиями. Ими стали пользоваться в обиходе лишь в конце прошлого века. Тем не менее, сама суть этих понятий очень древняя, ведь рукотворные ландшафты стали появляться в незапамятные времена.

Ученые считают, что первые памятники садово-паркового искусства стали появляются в четвертом веке нашей эры. И главный из таких памятников – сады столицы Египта – Фив. В то время знатные люди стремились окружить свои дома садами потрясающей красоты. Садовникам тогда удавалось немыслимое – создавать сады практически на пустынных почвах. Центром такого сада всегда становился искусственный водоем, в который запускали различную фауну и высаживали подходящую флору. Поскольку обнаруженные учеными остатки этих садов имели схожую геометрию основных элементов, можно смело говорить о том, что сады создавались по заранее подготовленным проектам, многие из которых были типовыми.

Другая веха в развитии ландшафтной архитектуры – сады Месопотамии. Стиль садов там был очень похож на регулярный стиль. Мастера стремились разнообразить коллекции растений. Самым известным их творением являются висячие сады Семирамиды, которые позднее были признаны седьмым чудом света. Несмотря на то, что подобные сады не дожили до наших дней, их идеи нашли воплощение в современных ландшафтных решениях.

Если уж мы ведем разговор об ландшафтной архитектуре древности, то обязательно должны отметить достижения мастеров Индии и Персии. Именно они смогли создать уникальное сочетание роскоши и безукоризненного регулярного стиля. Каждое их творение было своеобразным кусочком рая. Подобные сады требовали очень много денег. Они тратились на доставку очень редких растений и создание систем прудов, соединенных каналами, украшенных беседками.

Древняя Греция прославилась разнообразием ландшафтных решений. Во многом оно объяснялось тем, что территория страны имела самый разнообразный рельеф. Мастера могли работать с равнинной, горной, прибрежной местностью. Поэтому и не было единых стилистических предпочтений у эллинов. Единственная схожесть во всех садах – центральная композиция – это всегда здание.

В Риме всегда стремились к порядку. Поэтому не удивительно, что там доминировал регулярный стиль. Строгость планировки садов усиливалась впечатлением от многоуровневых террас. В средние века существенное влияние на ландшафтную архитектуру оказал феодализм. Из садов ушла беспечность. Они стали строго утилитарными и аскетичными. Дело в том, что каждый клочок земли, принадлежащий монастырю или феодалу должен был приносить прибыль своему владельцу.

Часто сады были плодовыми. Все это наложило отпечаток на планирование ландшафта, который сохранился и до наших времен. В частности, для пеших прогулок отводилось минимальное место. Цветники создавались с использованием простых цветов, за которыми не требовался особый уход. Фонтаны и пруды на время были забыты. В то же время, этот аскетизм во всем сделал сады чрезвычайно аккуратными. Строгие геометрические решения, ровные грядки и клумбы, чистые дорожки, — все это создавало впечатление, что над садом регулярно трудятся.

Возвращение к пышности произошло уже в эпоху позднего средневековья. Именно тогда в сады вернулась романтика.Современное парковое искусство направлено на создание условий для массового отдыха. Однако уточненные ландшафтные стили не исчезли, они применяются и развиваются на частных загородных участках за пределами шумных и перенаселенных городов.