Децентрализация в бизнесе

02.04.2017
Комментариев: 0



Обнаружив недостатки в управлении ВМФ, Черчилль изменил систему подготовки офицеров, особенно тех, кто планировал продолжить свою карьеру в штабе. Также он поручил в срочном порядке написать учебные пособия по военно-морской стратегии, и организовал стажировку офицеров во внешнеполитическом ведомстве и Министерстве торговли. Определяющую же роль в намеченных изменениях он отводил штабу. В его представлении штаб являлся хранилищем знаний, позволяющим «анализировать, развивать и применять практический опыт». По его словам, штаб становился «мозговым центром, превосходящим по своему потенциалу способности любого человека». Он превращался в «инструмент выработки любого детального и тщательно проработанного решения».

Черчилль описал эти функции штаба больше века назад, но они продолжают оставаться актуальными и сейчас. Особенно для коммерческих предприятий. «Способности собирать, хранить, обеспечивать доступ и анализировать информацию возросли многократно, – отмечают ученые. На управление информационными потоками расходуются миллионы долларов. Однако все эти инвестиции не принесут пользы, и даже могут причинить вред, пока руководство не научится использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решений». При этом основная проблема состоит не в отсутствии информации, а в ее неправильной структуризации и невозможности своевременного получения доступа к необходимым сведениям.

Децентрализация

Одновременно с внедрением практики управления знаниями, созданный Черчиллем штаб имел и другое важное последствие – он обеспечил децентрализацию. Согласно Томасу Томсону Патерсону, принятие решений можно представить в виде следующей последовательности:

1) Сбор данных.

2) Обработка данных, предложение альтернатив.

3) Выбор альтернативы.

4) Реализация выбранной альтернативы.

Из этой последовательности следует важный вывод, что власть руководителя определяется не объемом делегированных ему полномочий, а степенью контроля над каждым из перечисленных шагов. Таким образом, максимальная централизация принятия управленческих решений означает, что должностное лицо само собирает данные, само их анализирует, само делает выбор и само его осуществляет. Но, если в этом процессе задействованы другие специалисты, «индивид лишается части полномочий, а процесс становится децентрализованным», – объясняет Генри Минцберг. Кто собирает информацию, тот формирует сведения для учета; кто готовит набор альтернатив, тот определяет возможные варианты; кто рекомендует решение, тот влияет на выбор; кто исполняет решение, тот получает возможность его коррекции или искажения.